Премия Рунета-2020
Оренбург
+1°
Boom metrics
Происшествия
Эксклюзив kp.rukp.ru
14 апреля 2023 10:45

Две тонны мефедрона на 7 миллиардов рублей: как полицейские в Оренбуржье вскрыли деятельность самой большой нарколаборатории страны

Оренбургские полицейские раскрыли подробности дела о самой большой нарколаборатории в стране
В Оренбуржье действовали целые нарколаборатории

В Оренбуржье действовали целые нарколаборатории

Фото: УМВД России по Оренбургской области

Оренбургский областной суд вынес приговор создателям самой большой в стране нарколаборатории. При задержании у них изъяли больше двух тонн запрещенных веществ общей стоимостью порядка 7 миллиардов рублей.

Десять человек построили целый бизнес в одном из сел Сакмарского района, а распространялись запрещенные вещества по всей области. Это стало самым громким делом наркополицейских в 2022 году. Обвиняемые проведут в тюрьме по 16 лет.

Роман Одинцов: «Мы боремся с настоящими картелями»

Роман Одинцов: «Мы боремся с настоящими картелями»

Фото: УМВД России по Оренбургской области

Как удалось раскрыть преступную деятельность и как вообще сегодня ведется борьба с опасным злом Orenburg.kp.ru рассказал Роман Одинцов, начальник управления по контролю за оборотом наркотиков УМВД России по Оренбургской области.

Закрывали шторы и открывали «кухню»

В маленьких домиках на окраине шторы закрывались, и начиналась «химия»

В маленьких домиках на окраине шторы закрывались, и начиналась «химия»

Фото: УМВД России по Оренбургской области

- Роман Александрович, как вообще удалось выйти на эту банду?

- Основными фигурантами были четыре человека, мужчины около 30 лет. Интернет-магазин по распространению запрещенных веществ купил им домик в маленьком селе. Вечером в нем закрывались шторы и начинался сложный химический процесс. Они освоили все тонкости изготовления, нашли поставщиков составляющих для метамфетамина и варили так, что запах стоял на все село. Вещества очень токсичны, долгое время не выветриваются.

Не могу раскрыть все моменты, как мы на них вышли, но скажу, что задержание проводилось уже целенаправленно, когда все были «при деле». Это только в фильмах показывают, что если нашли в кармане пакет с наркотиками, сразу в тюрьму. Доказать причастность к тяжкому преступлению –сложный процесс. Здесь расследование велось почти год. Важно было доказать, что вся масса изъятого – именно наркотик и предназначалась для продажи.

- Судя по новостям, это была не единственная лаборатория в области.

- Да, эта – самая крупная, а за последний год раскрыта деятельность еще двух, поменьше. Работали по той же схеме: маленький домик или гараж на отшибе, четкая иерархия, кто за что отвечает, никто ни с кем не общается лично, только по переписке в месенджерах.

- Вы сказали, что задержанные – молодые мужчины. Наверняка же у них есть семьи, что подтолкнуло идти на такой риск?

- Жажда больших денег, что же еще. Те, кто находится на верхушке этой иерархии, получают максимум. Да, все семейные. Один жаловался на то, что ребенок болеет и нужны были деньги. Но большая часть людей ведь зарабатывает законными методами. Тут просто возможность, особо не вкладываясь, заработать сразу много. Как мы часто говорим с коллегами, люди идут на преступления от большого самомнения.

Боремся с настоящими картелями

Часто курьерами работают женщины и молодые парни

Часто курьерами работают женщины и молодые парни

Фото: УМВД России по Оренбургской области

- А что за иерархия, вы уже не в первый раз упомянули?

- Современный наркобизнес – это целые корпорации с четко выстроенной системой и даже собственной службой безопасности. Почти в 100 процентах случаев наркотики распространяются через интернет, там есть специальные магазины. За прошлый год по нашим требования заблокировали 3000 таких сайтов. На второй ступени идут те, кто непосредственно изготавливает. Сейчас мы говорим о «химии». С героином, в принципе, такая же история, только его завозят, а потом распространяют по той же схеме. На третьем уровне иерархии стоит курьер, который перевозит килограммы.

Садится в поезд из Москвы до Оренбурга, например, оставляет в нужном месте пакет, делает фото, отправляет заказчику и в тот же день уезжает обратно. Представьте, как сложно выявить и задержать такого. Но чаще всего мы уже встречаем их на вокзале. Потом приходит сотрудник еще более низкого уровня, берет этот килограмм, делит пополам и также оставляет в установленных местах. И далее до мелких курьеров, которые разбрасывают уже дозами. Вот «жизнь» последнего курьерского звена составляет в среднем полтора месяца. За это время мы его выявляем, собираем доказательства и задерживаем.

Это серьезный и очень жесткий бизнес. Попасть туда не так просто. Собственная служба безопасности проверяет даже мелких курьеров. Если человек был замечен в употреблении (а у них есть и такие базы данных), его «кандидатуру» не согласуют.

- Сколько человек в год, получается, задерживаете?

- Чуть больше тысячи человек ежегодно наше управление задерживает за распространение наркотиков. Из года в год цифра меняется незначительно. Все они получают, как правило, большие сроки – от восьми лет.

- Часто вижу, что в таких сводках фигурируют подростки, девушки. Как-то одна осужденная сказала, что ее подговорил знакомый словами «ты женщина, тебе много не дадут»?

- И сколько она получила?

- Восемь лет.

- Именно. Распространение наркотиков – это тяжкая статья. И никаких послаблений тут не будет. Полная ответственность наступает с 14 лет. С этого возраста уже можно получить серьезный срок и отбывать его в колонии. В год мы задерживаем около 20 подростков. Ни одного не оправдали. Что касается женщин, то тут подобная ситуация. Не так давно, кстати, задержали двух молодых девушек. Одной чуть больше 20, другой только исполнилось 18. На дорогом джипе из Уфы везли метамфетамин в дверях автомобиля.

Все изъятое уничтожается

Все изъятое уничтожается

Фото: УМВД России по Оренбургской области

Всех судят по российским законам

- А как же вы это выяснили?

- Этот наркотик очень сильно пахнет. Даже маленькую дозу опытный сотрудник ГИБДД или ППС может почувствовать по запаху. А тут – несколько кг за обшивкой. Так что сроки молодым девушкам грозят серьезные. Стоило оно того?

- Вы рассказали про метамфетмин – это основной «товар» на рынке?

- Да, но в первой тройке еще наркотики растительного происхождения, которые даже выращивают в области, а также героин. Его весь везут из Средней Азии. Как правило, люди, которые сами не употребляют, и порой даже не знают, что именно везут. Все доставляется в Москву, оттуда разъезжается по регионам. В 2022 году мы задержали 70 иностранцев.

- Их судят по нашим законам?

- Да, конечно. И сидят они в наших тюрьмах. Никаких скидок. Хотя, просятся, конечно, к себе. Но это исключено. Преступление было совершено на территории России, значит и наказание тоже будет в соответствии с Российским законодательством.

- Что касается обстановки среди тех, кто употребляет. Кто эти люди чаще всего, насколько часты летальные исходы?

- В прошлом году в Оренбургской области от употребления наркотиков скончались 68 человек. Почти все это были молодые люди. Сам выезжал на два ЧП, когда компании из молодых ребят решили «повысить градус» после алкоголя порцией героина. Одни сделали это прямо в шиномонтажке, где работали. Что с ними творилось, вы не представляете. Это была очень мучительная смерть без надежды на спасение. Героин сейчас идет практически весь чистый и очень сильный. Даже минимальные дозы могут быть смертельны. Метамфетамин сам по себе очень токсичен.

Плюс это все очень дорогое удовольствие. Грамм наркотика стоит от 4 до 5,5 тысяч рублей. Хватит его, грубо говоря, на три дня. Вот и представьте, сколько нужно зарабатывать ради такого удовольствия.

- Поэтому, наверное, идут на преступления?

- Да, и состояние наркотического опьянения – отягчающий фактор. Сейчас даже если человека задержали за вождение автомобиля в таком виде, суд постановляет обязательно пройти лечение в наркодиспансере. Плюс о таком факте обязательно сообщат на работу. И человек попадает в список «замеченных в употреблении», что тоже не самая лучшая характеристика.

- Роман Александрович, кажется, сейчас проблема наркотиков стоит не так остро. Редко встретишь наркомана на улице, как было в начале 2000-х, кажется, что нет притонов, куда регулярно наведывался ОМОН. На чем сейчас сосредоточено ваше управление?

- Конечно, за эти годы проделана большая работа. Все же каждый год по 1000 человек получают реальные сроки и мы делаем все, чтобы наркотиков в области не было совсем. Но теперь это борьба не с конкретными поставщиками и употребляющими – а настоящим крупным бизнесом, ОПГ. И осложнено все тем, что работа ведется через интернет. То есть наша задача – действовать на опережение, владеть современными технологиями и разрабатывать свои, чтобы этого зла стало как можно меньше.

К ЧИТАТЕЛЮ:

Делитесь новостями, сообщайте о проблеме по номеру WhatsApp: +79873484462