Премия Рунета-2020
Оренбург
+17°
Boom metrics
Общество24 января 2023 11:30

Реформе быть или… В Оренбурге разгорается очередной скандал вокруг пассажирских перевозок

Мэрия Оренбурга пожаловалась в УФСБ на городских перевозчиков
О новых автобусах оренбуржцы долго мечтали. Но хватит ли их на всех?

О новых автобусах оренбуржцы долго мечтали. Но хватит ли их на всех?

Фото: Официальный сайт администрации Оренбурга

В Оренбурге 2023 год должен стать революционным в сфере общественного транспорта. Перемен горожане ждали долго. Устали от нестабильного расписания, неконтролируемого повышения платы, от разбитых автобусов и водил-гонщиков. Город разросся, а из новых районов уехать на общественном транспорте практически невозможно, туда автобусы не заезжают. То, что реформа назрела и даже перезрела – сомнений не вызывает.

Впрочем, долгое время она была тайной, покрытой мраком. Город с помощью ученых разработал схему движения маршрутного транспорта. Она затронула новые районы, сократила дублирующие маршруты. Конкурс на 28 новых маршрутов должен состояться в апреле, а уже в июле новая схема заработает в полной мере. Почти год эту схему держали в тайне. И совсем недавно опубликовали.

Все бы хорошо, если бы ни одно утопичное пожелание к участникам торгов – автобусы у перевозчика должны быть не старше 4 лет. И те, кто хоть раз передвигался по нашим улицам, понимают, что таких компаний в городе просто нет.

Алексей Кудинов раскритиковал сбор подписей перевозчиками против реформы транспорта

Алексей Кудинов раскритиковал сбор подписей перевозчиками против реформы транспорта

Фото: Официальный сайт администрации Оренбурга

Повезло лишь муниципальному казенному предприятию «Оренбургские пассажирские перевозки», которое в прошлом году с горем пополам получило таки новые ЛИаЗы (вместо обещанных раньше и проверенных Волгабасов).

Появление ярко-зеленых машин на улицах стало почти праздником для горожан. И в принципе, они бы и не против, чтоб ходили только такие автобусы, только где их взять? Купленной на бюджетные деньги за два года сотни точно не хватит, чтобы обеспечить весь город.

Бизнес, столько лет не вкладывавшийся в обновление автопарка, теперь, когда цены сильно выросли, вряд ли побежит покупать новые машины. Да и не на что, может быть: бензин дорожает, заработную плату персоналу поднимать тоже нужно. И куда проще продавить свое мнение разными способами, что было уже не раз, вплоть до отказа выходить на маршруты, чем пытаться модернизировать бизнес задорого или отказываться от него.

И такое нездоровое противостояние уже началось. Администрация пригласила перевозчиков на встречу, обсудить новую маршрутную схему, однако из 22 человек пришли лишь шесть, остальные потребовали провести встречу в расширенном формате – с приглашением прокуратуры, СМИ и УФАС.

Городская администрация услышала пожелание лишь частично – сделала пресс-конференцию для журналистов. Первый заместитель мэра Алексей Кудинов рассказал, что первоочередная задача реформы – уйти от маленьких машин к автобусам большой вместимости. Делать это предлагается поэтапно. Второе новшество – пересадочный тариф, который позволит совершить несколько поездок в рамках одного билета в течение часа. Изменится интервал и количество автобусов на улицах, что в логике разработчиков маршрутов должно разгрузить город и сделать перевозки более комфортными.

Однако тут же последовал ответ перевозчиков. Во многих автобусах города появились объявления с обращением к пассажирам. Людей, которые не согласны с уменьшением количества автобусов и отменой некоторых маршрутов, попросили подписать публичное письмо у водителя. Написано обращение так, что большинство пассажиров, не вдаваясь в подробности, подпишет его без раздумий. Не удивительно, что потом это будет подано как «народная инициатива».

Вот такое объявление разместили в ряде автобусов по городу

Вот такое объявление разместили в ряде автобусов по городу

Администрация пожаловалась на объявления как на передергивание фактов и даже подала заявления в УФСБ и УМВД области о клевете и подрыве авторитета власти и попросила принять соответствующие меры.

В комментарии Алексея Кудинова говорится, что таким образом предприниматели преследуют исключительно свои коммерческие цели.

И в принципе, их можно понять чисто житейски. Если ты предприниматель, то да – твоя задача заработать (а у нас есть перевозчики, который числились в списке «Форбс»), ты даешь работу людям, ты платишь налоги, ты в конце концов оказываешь людям услугу. Понятно, что не задумываясь особо о ее качестве в данном случае.

Суровая правда, но не будь частника, город не сможет обеспечить пассажирские перевозки. Несчастное МКП давно дышит на ладан, сейчас оно обслуживает всего 10 процентов маршрутов в городе и при всем желании и даже миллиардных вливаниях (гипотетически, их ведь нет и не будет), не сможет обслуживать город полностью! Нет на это ни специалистов, ни транспорта, ни мотивации, что уж там.

Так что сейчас администрация пожинает свои плоды. Стоило ожидать конфликта, выставляя условие про автобусы не старше 4-х лет? – еще как. Можно было предотвратить его, сесть за стол переговоров до выхода в публичное поле? – само собой.

Можно даже с уверенностью сказать, что пререкания администрации в перевозчиками только начинаются. Ведь бизнес в этих вопросах уже не раз демонстрировал консолидацию и решал свои вопросы – то же повышение стоимости проезда – такими публичными мерами.

Продавит ли он свои интересы в этот раз – вполне возможно, если не появится другой новый влиятельный и богатый игрок, который давно ждал возможности зайти на этот рынок. Такие предположения в профсреде тоже есть. Одно забыли – интересы людей. Пока Оренбург находится на 73 месте в стране по качеству пассажирских перевозок.

К ЧИТАТЕЛЮ:

Делитесь новостями, сообщайте о проблеме по номеру WhatsApp: +79873484462