Премия Рунета-2020
Оренбург
+12°
Boom metrics
Общество
Эксклюзив kp.rukp.ru
27 июля 2022 7:10

«Доказал убийство без трупа»: как оренбургские следователи раскрывают преступления 30-летней давности

В Оренбуржье в 2022 году раскрыт ряд тяжких и особо тяжких преступлений, совершенных больше 20 лет назад
Василий Воронов - один из немногих специалистов в стране, который смог доказать убийство без трупа

Василий Воронов - один из немногих специалистов в стране, который смог доказать убийство без трупа

Фото: Юлия ДУБЕНКО

В 1996 году в Оренбурге расстреляли семейную пару прямо в собственной квартире. Тогда беспредел и криминал был популярным методом «выяснения отношений». После этого преступники – их было трое – разъехались по разным городам, сменили фамилии и стали жить, как ни в чем не бывало.

Прошло почти 30 лет. В результате долгой и кропотливой работы сотрудников Третьего отдела по расследованию особо важных дел, следователей – криминалистов СУ СК России по Оренбургской области, управлений уголовного розыска в нескольких регионах, преступление было раскрыто.

Когда они приехали к одному из подозреваемых, то увидели перед собой побитого судьбой старика. Василий Воронов, старший следователь - криминалист оренбургского следкома, назвал его по «родной» фамилии.

Мужчина растерялся, пытался делать вид, что не понимает, о чем речь, но потом опустил голову: «как же вы меня красиво приняли»…

За последние месяцы в Оренбурге раскрыт ряд громких преступлений, совершенных в 1990-е. Что помогает следователям – криминалистам сегодня находить виновных в убийствах 20-ти и 30-летней давности?

Аналитика и полная погруженность в задачу

- У нас действует межведомственная аналитическая группа по раскрытию и расследованию преступлений совершенных в прошлые годы, а 3 отдел по расследованию особо важных дел специализируется именно на таких делах, - рассказал Василий Воронов. – Здесь очень важно работать комплексно – совместно с сотрудниками полиции, другими ведомствами, и сосредоточиться на раскрытии только одного дела, без «текучки». Ведь это серьезная аналитическая работа, изучение документов, доказательств, постоянный «поиск отгадки».

Василий Воронов признается, что каждое дело воспринимается как важная задача, которую нужно решить, «каждое дело вынянчено» - образно выражается он. Криминалист не уходит с работы – даже дома, в выходной в голове все равно всплывают версии, мотивы, факты.

- Как-то мы раскрывали убийство парня, совершенное в 1990 году, - рассказывает Василий Валерьевич. – Я еще ребенком слышал о нем. Мы знали, где это территориально произошло. Пару раз выходили на место и осматривал его, пытались понять, откуда мог прийти преступник, что случилось потом. Ты как будто погружаешься в то время, вспоминаешь, каким был город, чем занимались люди, какой у них был характер, социальный статус, род занятий.

Далеко шагнула за это время и наука. По генетическому профилю сейчас можно найти преступника даже через несколько десятков лет.

- Для этого достаточно одного крошечного волоска, одного отпечатка, - говорит Василий Воронов. – Есть большой банк генетических профилей, где мы ищем возможного преступника, либо берем образцы у ближайшего окружения убитого. По-прежнему эффективна дактилоскопическая экспертиза. В этом году мы раскрыли убийство девушки, приехавшей с соседней республики, совершенное в 1994-м. Тогда не было вообще ни одной зацепки, кто это мог быть - ни свидетелей, ни мотивов. Только один отпечаток одного пальца. Мы проверили его сейчас, и, в результате комплекса мероприятий, проведенных с сотрудниками уголовного розыска, нашли подозреваемого.

Раскрыли изнасилование за несколько часов

Василий Воронов подчеркивает, что результат генетической экспертизы – это стопроцентное доказательство.

- У каждого человека есть свой уникальный генетический код, неповторимый, и оспорить его просто невозможно, - говорит он.

В расследовании современных преступлений – это один из самых популярных методов. Несколько дней назад в Оренбурге мужчина совершил преступление против половой неприкосновенности двух несовершеннолетних девушек.

Благодаря масштабным оперативным мероприятиям, проведенным сотрудниками полиции совместно со следователями, личность преступника установили буквально за несколько часов, а чуть позже подоспел и результат генетической экспертизы, проведенной по изъятым объектам. Оказалось, что этот мужчина недавно вышел из тюрьмы, где провел много лет за аналогичные преступления.

Также оперативно установили и преступника с улицы Поляничко областного центра. В ходе тщательного осмотра места происшествия был обнаружен и изъят след, который, благодаря оперативной его проверке по имеющимся учетам, развеял все сомнения в причастности установленного сотрудниками полиции лица к совершенному преступлению.

С помощью каждого из этих предметов лишили жизни человека. Стенд в кабинете Оренбургского следкома

С помощью каждого из этих предметов лишили жизни человека. Стенд в кабинете Оренбургского следкома

Фото: Юлия ДУБЕНКО

Надо было сохранить улики

На сегодняшний день в Оренбургском следкоме около 700 убийств, которые были совершены 15 и больше лет назад. Есть над чем работать.

- Нельзя сказать, что наши предшественники работали плохо, - подчеркивает Василий Воронов. – Как раз наоборот от качества собранных сведений, правильно изъятых и сохраненных объектов зависит успех в раскрытии сегодня. В 1990-е просто не было таких технологий, да и криминал, ни для кого не секрет, процветал. Но нашим коллегам удавалось сохранить улики так, что сейчас мы по ним раскрываем преступления.

Сегодня на вооружении криминалистов есть даже такая методика как «анализ запаховой среды» - альфакторная экспертиза. Предположим, сохранился какой-то вещдок, который пролежал больше 20 лет. С помощью специального оборудования эксперты выделяют из него запах. Если человек касался предмета, то с большой долей вероятности он сохранится.

Потом делают анализ крови предполагаемого преступника. Из нее тоже извлекается запах и следователь ставит вопрос: принадлежит ли этот предмет конкретному человеку? «Отвечает» на него абсолютно беспристрастный специалист - собака. Несколько раз животному предлагают понюхать конусы с запахами разных людей и искомого предмета.

Тут уж предвзятость исключена и альфакторная экспертиза тоже становится серьезным доказательством причастности установленного лица.

- Это не домыслы, а научно-доказанный факт, - рассказывает Василий Воронов.

Побитые жизнью люди

Сложно представить, что испытывает человек, которого правосудие настигло через 20 или даже 30 лет.

- Конечно, это уже совсем другие люди, с другим социальным статусом, - говорит Василий Воронов. – Они в возрасте, у многих есть дети и внуки. Но, знаете, жизнь все равно их наказала. Почти у каждого была своя какая-то серьезная драма. А теперь им придется еще и понести наказание за давно содеянное. Многие установленные нами преступники говорят: лучше бы я тогда сразу отсидел, сейчас бы уже освободился.

Бывает и такое, что преступник уже мертв. Как быть в этом случае?

- Вариантов два, - говорит следователь. – либо мы, как орган следствия, прекращаем уголовное дело в связи с его смертью, либо суд. Следует отметить, что прекращение уголовного дела в названных случаях, не является реабилитирующим основанием, то есть даже если преступника нашли через десять и 15 лет, это не значит, что возмездие не настигнет его или близких. У ряда преступлений в нашей стране вообще нет срока давности.

В своей работе криминалисты СК вообще руководствуются принципом – без срока давности - просто последствия могут быт в каждом конкретном случае разные. И, представьте, как это важно для близких погибшего. Наконец, они точно узнали, что случилось с их ребенком, отцом, сестрой, и что преступник наказан.

Василий Воронов уверен, что криминалист – это следователь «вдвойне».

- Тобой руководит постоянное желание достичь результата, - говорит он. – У тебя должно быть очень нестандартное мышление и постоянный полет мысли, внутренний поиск.

Примеров из практики у Воронова много. Однажды они отправились на лошадях искать человека. Была весна, грязно, мокро, снег еще не везде растаял. Волонтеры стали прочесывать местность, но идти было очень сложно, да и если даже тело лежит в двух шагах за сугробом, найти его практически нереально.

- Мы подумали, что лучше всего будет использовать лошадей – проходимость хорошая, на них видно далеко и можно передвигаться по любой поверхности, - рассказывает Воронов.

Сам Василий Валерьевич имеет навык верховой езды. Как и много других профессиональных навыков.

Нет тела – есть дело и приговор!

Василий Воронов смог доказать сам факт убийства и найти виновных при отсутствии трупа потерпевшего. Вроде бы человек пропал без вести – утонул, но внимательный и вдумчивый криминалист нашел зацепки, по которым не просто удалось установить, что человека убили, но и установить подозреваемого.

Грамотно выстроенная следственная и оперативная тактика позволили не только изобличить виновного, который кстати в последующем сознался в содеянном, но и вынести обвинительный приговор. По всей стране таких прецедентов - единицы, а у нас в области сразу два.

- Мы ныряем под воду, заглядываем туда, куда другие даже не догадаются, и не пытаемся подогнать ситуацию под какой-то шаблон,- рассказывает он о своей профессии, которую, видно, искренне любит.

По словам Василия Воронова, вся работа ведется ведется при тесном взаимодействии органов следствия, УМВД, УФСБ и других структур

По словам Василия Воронова, вся работа ведется ведется при тесном взаимодействии органов следствия, УМВД, УФСБ и других структур

Фото: Юлия ДУБЕНКО

Криминалистическое братство

Криминалисты в СК считаются своего рода элитой. В этом подразделении почетно служить каждому, но туда идет строгий отбор.

- У нас есть понятие - криминалистическое братство созданное основателем криминалистической службы Следственного комитета Российской Федерации, легендарным офицером генерал-лейтенантом юстиции Юрием Ивановичем Лекановым, - рассказывает Василий Воронов. - Многое включает в себя это понятие. Из элементарного, - если мне позвонит любой криминалист из любого города страны и попросит помочь с делом, я отложу все свои задачи и пойду решать его вопрос. И я знаю, что по моему звонку будет то же самое. Мы, так же как и наши коллеги, очень часто выезжаем в командировки и всегда, без исключения, очень тесно и продуктивно взаимодействуем У нас абсолютно честная и открытая поддержка и взаимовыручка среди коллег по всей стране.

На помощь приходят часто, и это тоже специфика работы, которая уже становится образом жизни. Как-то в предновогоднюю ночь, Василию Валерьевичу позвонили: «Собирайся, едете в Магнитогорск, взорвалась многоэтажка». И это тоже - только один из случаев в ежедневной, непростой и важной работе.

ЦИФРА

За 2021 год в результате совместной работы СУ СК России с УМВД по Оренбургской области, в регионе раскрыто 80 преступлений, среди которых 12 убийств, 5 изнасилований и причинение тяжких телесных повреждений, повлекших по неосторожности смерть потерпевшего.

Наряду с раскрытием преступлений, совершенных в прошлые годы, следователи-криминалисты принимают участие в раскрытии вновь совершенных преступлений. Активно взаимодействуют с другими силовыми структурами, ведомствами, учреждениями, прежде всего это конечно МВД. Вот уже который год подряд процент раскрываемости тяжких и особо тяжких преступлений, относящихся к подследственности СК России, в Оренбуржье составляет 100 процентов.

К ЧИТАТЕЛЮ:

Делитесь новостями, сообщайте о проблеме по номеру WhatsApp: +79873484462