Премия Рунета-2020
Оренбург
+20°
Boom metrics
Общество24 марта 2022 4:20

«Кашляют кровью, но бегут из больниц и работают в такси»: в Оренбуржье все больше неизлечимо больных туберкулезом

Оренбуржцы самовольно прекращают лечение от туберкулеза и отказываются прививать детей
В прошлом году по решению суда в больницу доставили 74 пациента, в основном, это жители Оренбурга

В прошлом году по решению суда в больницу доставили 74 пациента, в основном, это жители Оренбурга

24 марта — День белого цветка, Всемирный день борьбы с туберкулезом. Болезнь остается одной из самых массовых и опасных. Корреспондент Orenburg.kp.ru вместе с экспертами разбиралась, почему в Оренбургской области все больше больных туберкулезом и все чаще жертвами «чахотки» становятся дети.

В 156-ой маршрутке настороженно поглядывают на входящего на «Тубдиспансере». Ещё пара остановок и подозрительный пассажир смешивается с толпой. Откачали, стало легче дышать, потеплело — сбежал. Заражать других устойчивым возбудителем.

Самовольно прекращают лечение 30 процентов впервые заболевших оренбуржцев. Чем больше таких больных - тем выше риск распространения инфекции и дольше лечение. Страдают, в первую очередь, люди с ослабленным иммунитетом, пожилые, дети. А теперь и перенесшие Ковид.

Не хочешь лечиться — не заставят

Запах у второго отделения Оренбургского облтубдиспансера специфический. Не больничный, затхлый. Тут лечатся больные с лекарственной устойчивостью.

Из распахнутой, тесной палаты с койки глядит полураздетый мужчина лет пятидесяти с синими пентаграммами на груди. У двух его соседей, моложе вдвое, полностью забиты татуировками руки. На тумбочках пусто: палата будто не обжита вовсе, а ведь большинству лежать в стационаре полагается не меньше года.

Кто-то сбегает сразу, как полегчает. Кто-то держится из-за питания и крыши над головой.

Семь из 10 больных имеют судимости. Грубят санитаркам, врачам. Умеют поднимать запрещенку по веревке из окна, а в коробках из-под сока родные им передают самогон. Только чистые большие окна напоминают, что это все же медучреждение.

Наталья Скороварова: чем выше уровень жизни, тем больше человек думает о здоровье

Наталья Скороварова: чем выше уровень жизни, тем больше человек думает о здоровье

- Чем выше уровень жизни, тем больше человек думает о здоровье и окружении. Большинство же социально-неблагополучных. Ездят на заработки. Работают на износ. Десятилетиями не проходят флюорографию. Когда ноги подкашиваются, возвращаются домой за медпомощью по прописке. А в лёгких уже распад. Объясняем: заразен, опасен, лечись, пока государство даёт такую возможность. Потом будет поздно. В соседнем Казахстане при непродуктивном лечении выписывают и назад в больницу уже не кладут, - говорит замглавного врача по медицинской части Наталья СКОРОВАРОВА.

Второй год больница на карантине, больным запрещены прогулки на свежем воздухе. О встречах с родными или отпуске домой на выходные - и речи нет.

- Даже хорошие, мотивированные больные могут устать, по полгода находясь в закрытом помещении. Асоциальных туберкулезников не побуждает лечиться ни страх смерти, ни утрата трудоспособности, ни запугивания принудительным лечением, - говорит клинический психолог Ирина РАЙМАНОВА.

Два дня полежат туберкулезники и уходят по собственному желанию - имеют право на свободный выбор.

Два дня полежат туберкулезники и уходят по собственному желанию - имеют право на свободный выбор.

Третья «ходка»

- Скучно тут, на улицу не выйдешь, приходится курить в окошко. Бывает, пью. А кто не пьёт?- тридцатилетний Николай - худой и озлобленный.

Его медицинская маска болтается на подбородке. Дважды сидел в колонии для несовершеннолетних. Заразился ВИЧ.

- Откуда туберкулез? Ну где-то поймал! - с вызовом отвечает он и скрещивает на груди руки.

Три года назад на профосмотре парню сообщили, что снимок плохой, нашли точку в лёгких. Обследоваться Николай не стал.

Диагноз туберкулез поставили через год - тогда харкающего кровью и трясущегося от лихорадки Николая привезли в диспансер на скорой. С тех пор на побывку в туббольницу с «мигалочкой» он заезжал уже трижды. А летом по «отказной» сбегал на сезонные заработки на стройке.

На больничном сленге Николай - хроник, туббольной с хроническим течением болезни. Не потому что плохо лечили, плохо лечился.

Сегодня его двусторонний процесс лечить практически нечем, развилась бацилла с широкой лекарственной устойчивостью.

Хирурги могут удалить источник бациловыделения, проводят до 300 операций в год. Но Николаю операция противопоказана. Назначили коллапсотерапию - вводят воздух в грудную полость, создавая искусственный пневматоракс и покой пораженному легкому.

- Недавно выписал нарушителя, пил при свете дня! Сегодня уже вернулся, лечиться хочет, - рассказывает завотделением № 2 Владимир ЗОЛОТОВ. - Для таких пациентов, нарушающих режим, нужны стационары закрытого типа. Хроники не должны лежать с впервые заболевшими, у новеньких должна оставаться вера, что выздоровеют, а эти товарищи веры не дают.

Те, кто сбегают из больницы (ее двери открыты, периметр не огорожен), живут очень недолго. Но сколько хроник за это время переломает чужих судеб — не счесть. Ведь такой сосед может оказаться повсюду — в магазине, в такси, на любой неофициалке. По нормативным документам далеко не все проходят медкомиссию.

- Выписался на амбулаторное лечение молодой человек из Гая. Ещё год лечиться предстоит, допуска к работе нет, детей двое, - продолжает Владимир Николаевич. - Спрашивает пациент: а можно мне работать в такси? Я знаю больных, ситуации в семьях. Им жить не на что. Имеет ли такой больной моральное право возить детей, стариков? А куда ему деваться?

Раньше по линии Красного креста тубпациенты, без срывов принимающие терапию, получали продовольственные корзины. В Томске послушным больным выдаются санитарно-гигиенические принадлежности. Людей нельзя бросать с их бедами. В Оренбуржье пока только ищут способы улучшить приверженность к лечению.

ВАЖНО!

От 300 тысяч рублей до 2 млн рублей — обходится государству лечение одного туббольного

Только 32,4 % заболевших излечено в 2021 году

63,1 % - случаев туберкулеза выявлено в результате диспансеризации в 2021 году

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

Наталья Харитонова: насильно принимать лекарства мы заставить не можем

Наталья Харитонова: насильно принимать лекарства мы заставить не можем

Наталья ХАРИТОНОВА, замглавного врача по организационно-методической работе:

- Для тех, кто не готов соблюдать режим медицинского учреждения есть закон о принудительной госпитализации. В прошлом году по решению суда в больницу доставили 74 пациента, в основном, это жители Оренбурга. Правда, насильно заставить принимать лекарства мы не можем.

Владимир Золотов: при диагностике все решает снимок

Владимир Золотов: при диагностике все решает снимок

Владимир ЗОЛОТОВ, завотделения распространненых форм с лекарственной устойчивостью:

- Туберкулез - коварное, вялолотекущее заболевание. Что такое усталость после работы? Или небольшая температура. Жалобы появляются уже в острой форме. Нас учили, при туберкулёзе много видно на снимке, но мало слышно — ни хрипов, ни свиста.

Ирина Клементьева: количество заболевших детей все время увеличивается

Ирина Клементьева: количество заболевших детей все время увеличивается

Ирина КЛЕМЕНТЬЕВА, главный внештатный детский фтизиатр Оренбургского облминздрава:

- Из года в год увеличивается количество заболевших несовершеннолетних. Все маленькие пациенты из очагов — заразились от родителей, дедушки, соседа по лестничной клетке. От тех, кто попросту проигнорировал свой опасный диагноз. Подобрать терапию детям недолеченных родителей очень сложно, палочка имеет колоссальный спектр устойчивости.

Растёт и количество младенцев, не привитых от туберкулёза из-за различных предрассудков пап и мам. В прошлом году из-за отказа родителей не провели БЦЖ-вакцинацию 990 новорожденным. Они попадают в группу риска.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

В пандемию количество заболевших туберкулезом начало расти.

Пять фактов о туберкулезе.