Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+10°
Boom metrics
Политика25 марта 2017 19:27

«Рассерженных белорусов» упаковали по автозакам

Наш обозреватель Александр Гришин стал очевидцем того, как в Минске милиция пресекла несанкционированную акцию [видео]
Добры (или недобры - кому как) молодцы омоновцы схватили красну девицу, покрывшую себя бело-красным флагом.

Добры (или недобры - кому как) молодцы омоновцы схватили красну девицу, покрывшую себя бело-красным флагом.

Фото: Павел МАРТИНЧИК

Наверное, Лукашенко в Минске управляет погодой. Иначе трудно объяснить тот факт, что ещё в полдень в столице Беларуси солнце просто било в глаза, а через полчаса все небо затянуло серой хмарью, а в час дня повалил снег, сменившийся вскоре чуть ли не метелью. Стало ясно, что собиравшимся на свой марш протеста "рассерженным белорусам" в день "Воли" (99 лет назад, во время немецкой оккупации была провозглашена Белорусская народная республика) не благоприятствуют не только правоохранительные органы, но и погода.

У традиционного места сбора оппозиции возле кинотеатра "Октябрь" присутствовали только те самые "органы", на выходе из метро дежурила пара-тройка парней в униформе с надписью ОМОН на спине и с десяток оперов в штатском с неизгладимой печатью "органов" на лицах.

Моя праздно стоящая фигура минут через двадцать привлекла внимание одного из самых матёрых оперов, который приблизился с отсутствующим видом.

- Разрешите поинтересоваться целью пребывания здесь? - вопрос действительно был более чем уместен, поскольку на входных дверях кинотеатра "Октябрь" белели распечатанные листовки с объявлениями, что сей приют искусств закрыт до 16 часов по техническим причинам. До 15 часов на "Санитарный день" был закрыт и находящийся рядом храм гурманов и обжор - трактир "Жили-были".

- Вы работаете, и я работаю. Пресса.

- Рекомендую перейти в другое место.

- По какой причине?

- Вы находитесь на месте планируемой несанкционированной акции.

- Да бросьте, где же ее участники? Не эти ведь, - махнул рукой я в сторону сжавшихся от холода оперов, кучкующихся у входа в метро. Офицер юмор оценил, кхгмыкнул, чтобы не заржать, но тут же посуровел.

- Рекомендую, чтобы под замес не попасть, - расшифровал он предыдущее послание и отошёл.

Минут через 15 подошли и омоновцы.

- Вещества потребляли сегодня?

- Так не утро уже.

- Какие?

- Манная каша и кефир на завтрак в гостинице. (чистая правда!)

Парни поизучали мои документы и вынесли вердикт: "Раз вы пресса, то вам и надо к прессе. Вон туда через дорогу. Там офицер в синей жилетке, вот к нему".

Лукашенко накануне публично пообещал пресекать "шаг влево, шаг вправо в сторону от закона".

Лукашенко накануне публично пообещал пресекать "шаг влево, шаг вправо в сторону от закона".

Фото: Павел МАРТИНЧИК

Через дорогу действительно "трусили" человек сорок с камерами, фотоаппаратами и без оных. Что характерно, омоновцев тут дежурило несравнимо больше. Как и специальных машин. Метрах в двадцати от нас стояли, "гостеприимно" распахнув двери, автозаки. За ними "спрятались", выставив лишь крыши фургонов, "МАЗ"ы, в которых, как выяснилось позже, тоже находился ОМОН, но не в лёгкой экипировке, как те, что фланировали по "земле", а тяжёлые, в полной экипировке, в щитках, бронежилетах, шлемах и т.д.

Снег шёл, журналисты прибывали. Все ждали оппозиционеров. Журналисты явно тяготились в ожидании хоть какой-то "движухи", тем более, что нас было уже не меньше шестидесяти человек.

Время от времени пара-другая омоновцев подходила к кучке журналистов и проверяла документы. Частенько они их чем-то не удовлетворяли, и то один человек, а то сразу и двое в сопровождении двух омоновцев по бокам отправлялись в автозаки. В эти моменты фотографы и телеоператоры преображались и длинными прыжками неслись, чтобы снять задержанных. Справедливости ради надо сказать, что среди нас действительно были люди, чья адекватность оставляла сомнения даже на первый взгляд, но задерживали не только их. Задержанные даже пассивно не сопротивлялись. Кто шёл по первому зову в автозак, к тому даже не прикасались. Начинавших "качать права" брали под локотки, но шли они тоже сами.

Начинавших "качать права" брали под локотки, но шли они тоже сами.

Начинавших "качать права" брали под локотки, но шли они тоже сами.

Фото: Павел МАРТИНЧИК

Первой "движухи" дождались, когда задержали бабушку с плакатом, появившуюся возле журналистов. Что она написала на плакате, понять было уже невозможно, поскольку разные части плаката несли разные милиционеры.

Минут через пятнадцать случилась вторая "движуха". Добры (или недобры - кому как) молодцы омоновцы схватили красну девицу, покрывшую себя бело-красным флагом.

Сомнения в том, что акция протеста все же состоится, нарастали. Во-первых, марш был не согласован (оппозиция хотела провести 2 мероприятия, на митинг в честь "Дня Воли" разрешение дали поздно вечером в пятницу, но с условием, что он пройдёт в другом месте, и заявители отказались от него, а организатор марша "рассерженных" никакого разрешения и не хотел). Во-вторых, погода. А в-третьих, наверное, за полчаса до начала сбора марша, если не раньше, станция метро "Академия наук" закрылась на вход и выход. Как и две ее соседние станции.

Наконец, когда время уже подходило к роковой отметке сбора в 14 часов, если точнее, то в 13-56, на противоположной стороне улицы действительно началось какое-то движение.

Это не была колонна с кричалками, плакатами, транспарантами и прочей атрибутикой. Люди просто шлидовольно густой толпой по тротуару на другой стороне проспекта Независимости. Они выворачивали из каких-то внутренних дворов и шли полутолпой-полуколонной вдоль проспекта к точке сбора - к кинотеатру. Сотня, вторая, третья...

Взволнованные журналисты рванули как один к проезжей части и ... застыли у бордюра. Что-то должно было начаться. Но не началось.

ОМОН поступил хитро. Несколько сотрудников рассекли полуколону примерно посередине и остановили ее. А другие встали в хвост первой половине колонны и, фактически не нажимая, а сопровождая вплотную, заставили первую половину собравшихся протестовать идти дальше, мимо кинотеатра. Сопроводив людей, омоновцы остановились метрах в двухстах от кинотеатра. Так они и стояли некоторое время - одна часть протестующих метрах в ста до кинотеатра, другая - метрах в двухстах после. На той стороне никого не задерживали, но на нашей, у журналистов, омоновцы активизировались. В толпу вошли патрулей шесть-семь сразу и начали конвоировать отобранных в автозаки. Я уже перестал класть удостоверение в карман, настолько часто парни желали удостовериться в моей личности. Где-то по окраинам толпы журналистов перемещался фотокор минской "Комсомолки" Павел Мартинчик, снимавший все и всех. Не дошли до нас Главред белорусской "Комсомолки" Андрей Левковский и девушки-корреспондентки Ирина Козлик и Дарья Путейко. Что было вполне объяснимо, милиция перекрыла все улицы и переулки.

То есть на нашей стороне кипела жизнь и шла движуха, а на той протестующие по иронии судьбы столпилось как раз вокруг светофора, пылавшего красным светом сразу вовсе стороны.

В 14-20 толпа на той стороне развернулась и пошла туда, откуда появилась.

- И все, - разочарованно выдохнули на нашей стороне. Но, как оказалось, все основное из "движухи" было ещё впереди.

А я пока подошёл к офицерам информационной группы и спросил, кого задерживали милиционеры среди нас, были ли среди них журналисты.

- Ни одного журналиста официального СМИ нами задержано не было, - отчеканил седой офицер явно полковничьего вида (под жилетом не было видно погон).

Пробегавший мимо фотокор Павел схватил меня за руку: "Андрея повязали! И девчонок тоже! Побежали на площадь Якубу Колоса, протестующие возле неё появились".

Словно бы в подтверждение его слов тут же моментально завелись "МАЗ"ы, в которых коротал время личный состав, и один за другим вырулив на проспект, умчались в сторону той самой площади. Где находится соседняя станция метро, тоже закрытая.

В пешем беге у меня шансов против худощавого Паши не было, а потому, вскоре я отстал, и, хотя и успел преодолеть милицейские кордоны до того, как их выставили, перед стройным рядом уже полностью экипированного и выставившего щиты ОМОНа пришлось капитулировать.

Моментально подлетели все те же автозаки: 6, 8, 12, 14. Где-то в начале третьего десятка я сбился со счета, сами понимаете, не таблицу умножения у доски отвечаешь. А там, за щитами шли задержания. Достаточно жёсткие, но жестокими я бы их не назвал. ОМОНовцы ввинчивались в ряды протестующих, отсекали одну часть от другой, кого-то блокировали, кого-то задерживали, а кого просто оттесняли. Лично я не видел, чтобы кого-то из протестующих били, например, по голове полицейской палкой, хотя иностранные корреспонденты передавали леденящие душу подробности о жестокости белорусских полицейских.

Ребята, извините, а что вы хотите, если выходите на несогласованную акцию? Лукашенко накануне публично пообещал пресекать "шаг влево, шаг вправо в сторону от закона". А именно это вы и сделали, приняв участие в мероприятии, которое можно назвать, по сути, противоправным.

Правда, стоит особо отметить, что протестующие, в отличие от наших "болотных", активного сопротивления милиции не оказывали. Во всяком случае, там, где был ваш покорный слуга.

Людей в форме было едва ли не больше, чем участников несанкционированной акции.

Людей в форме было едва ли не больше, чем участников несанкционированной акции.

Фото: Павел МАРТИНЧИК

Так или иначе, но порядка 30-40 минут милиции хватило, чтобы полностью рассеять протестующих. Несмотря на то, что их стало даже больше, чем собралось у точки первоначального сбора. По субъективным оценкам, набралось от полутора до двух, а может и больше, тысяч человек. При этом, количество задержанных, наверное, перевалило за две сотни.

Кого-то из них ждут "сутки" административного ареста, кого-то отпустили после недолгого разбирательства. Как, например, Андрея и девчонок.

- Жестко вязали или мягко? - поинтересовался я, когда да его выпустили из РОВД, куда привезли после задержания.

- Нормально, - ответил он. - Чаем не поили, но и руки не вязали. Все у нас нормально.

"День Воли" закончился. Жизнь продолжается.