Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+6°
Boom metrics
Общество6 февраля 2017 15:25

Школьникам напомнят слова Наполеона: «Кто не умеет говорить, карьеры не сделает»

Теперь девятиклассники будут сдавать экзамен по устной речи
О том, как подготовиться к новому экзамену, «КП» рассказала доцент кафедры стилистики русского языка факультета журналистики МГУ имени М.В.Ломоносова Лидия Малыгина

О том, как подготовиться к новому экзамену, «КП» рассказала доцент кафедры стилистики русского языка факультета журналистики МГУ имени М.В.Ломоносова Лидия Малыгина

С 2017 года девятиклассники в рамках Государственной итоговой аттестации (ГИА) будут сдавать устную речь. Об этом на днях заявила глава Минобрнауки Ольга Васильева. Пока это пилотный проект, но через год устный русский будут сдавать все. О том, как подготовиться к новому экзамену, «КП» рассказала доцент кафедры стилистики русского языка факультета журналистики МГУ имени М.В.Ломоносова Лидия МАЛЫГИНА.

- Что будет представлять собой экзамен по устному русскому пока не понятно, ясно лишь, что в школьную программу по сути решили вернуть основы риторики, почему?

- После революции риторику (а с ней логику и этику) исключили из обязательной программы гимназий. Логика позволяла людям анализировать информацию и формировать собственное мнение, риторика давала возможность донести свои идеи до окружающих, завоевать доверие, найти союзников, а этика не позволяла использовать этот эффективный инструмент влияния во вред. Видимо, большевикам не нужно было такое количество людей, способных отличить информирование от манипулирования массовым сознанием.

Замечательно, что сейчас девятиклассники будут сдавать устную речь. Хорошо, если в дальнейшем этот экзамен войдет в ЕГЭ. В век информационных войн знание приемов риторики не позволит людям стать объектом манипуляции. Школьники научатся не только говорить, но и активно слушать, то есть обнаруживать логические и психологические уловки в речи собеседников, отличать убеждение от внушения, неявного манипулирования и прямого обмана.

Конечно не каждый станет выдающимся оратором, Но любой человек должен научиться говорить так, чтобы добиваться своих личных и профессиональных целей, быть в состоянии сформулировать и защитить свою позицию.

Многие люди молятся о том, чтобы им выпал шанс встретить руководителя, от которого зависит их карьерный рост, или инвестора, который вложит деньги в их стартап. Судьба подарит этот шанс. Вы встретите этого человека. Например, в лифте в бизнес-центре. У Вас будет 40 секунд. Что Вы ему скажете? Вы уверены в том, что готовы к этой судьбоносной встрече? Ведь еще Наполеон Бонапарт утверждал: «Кто не умеет говорить, карьеры не сделает».

- Какие речевые ошибки чаще всего допускают старшеклассники?

- Беда с синонимами: например, вместо «раздражает», «сердит», «злит» – глагол «бесит» на все случаи жизни! Появились грубые модные ошибки: «Я с Москвы» и «Я из города Москва». Названия городов нужно склонять: «Я из города Москвы», не склоняются названия станций «Поезд подъехал к станции Тула». Грубые стилистические ошибки мгновенно портят впечатление о говорящем. Тут вспоминаются слова К.И. Чуковского: «Если бы чеховская «дама с собачкой» сказала при Дмитрии Гурове своему белому шпицу: «Ляжь!» (вместо: ляг) Гуров, конечно, не мог бы влюбиться в нее и даже вряд ли начал бы с нею тот разговор, который привел их к сближению».

Еще один модный оборот, который часто звучит из уст старшеклассников: «имеет место быть…». В русском языке такого выражения нет. Есть выражение «имеет место» в значении «есть, существует, совершается». Известно также «имеет место» в значении «будет, состоится, произойдёт».

Другая проблема: старшеклассники забыли фразеологизмы. Они на полном серьезе говорят: «Я не буду бить себя копытом в грудь...». Даже представить страшно! Можно «бить копытом» и «бить себя кулаком в грудь». И все.

- Возможно ли подготовиться к экзамену по устной речи за несколько месяцев и, если да, то как?

- Многие, к сожалению, акцентируют свое внимание только на запоминании и преподнесение речи, на преодолении внутреннего страха публичного выступления. При отсутствии уникального содержания речи внешние спецэффекты не работают. Многочисленные тренинги с актерами и психологами оказываются бесполезными. Кто Вам текст-то писать будет? Спичрайтер? Аргументацию придумает пресс-секретарь? А логику поправит пиарщик? Нужно научиться создавать собственный текст, а не писать под диктовку или выразительно повторять чужие слова.

Другой миф заключается в том, что ораторское обаяние либо есть, либо его нет. Но я убеждена в том, что освоить эффективные риторические тактики и стратегии и добиться успеха в публичном выступлении может каждый. Я провела эксперимент в интернете «Ликвидация безграмотности» за 100 дней, поспорила, что за 3 с половиной месяца дистанционно смогу научить любого взрослого человека стилистике, риторике и культуре речи. И спор выиграла - www.likbez.org.

Чтобы подготовиться к экзамену я рекомендую старшеклассникам почаще заглядывать в словари: синонимов, омонимов, антонимов, метафор, ассоциаций, фразеологизмов. Это позволит расширить словарный запас. Далее нужно избавиться от стилистических ошибок и научиться не смешивать функциональные стили языка (например, официально-деловой и разговорный). Но говорить без ошибок мало. Цель оратора – говорить не «красиво», а убедительно, то есть аргументировать свою позицию, защищать ее, воздействовать словом на окружающих, побуждать их действовать.

Ваша задача - научиться анализировать информацию, формировать свою точку зрения (без этого навыка человек всю жизнь будет «зеркалить» чужое мнение), формулировать мысль и доносить свой замысел до окружающих. Пусть наша речь будет безупречной!