Премия Рунета-2020
Москва
+10°
Boom metrics
Звезды4 декабря 2016 8:21

Почем искусство для народа

Корреспондент «КП» постоял в живой очереди на выставку картин из Ватикана и попытался понять, откуда у москвичей такая тяга к прекрасному
Очередь желающих посетить выставку "Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана."

Очередь желающих посетить выставку "Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана."

Фото: Евгения ГУСЕВА

На этот раз я дал слабину и купил билет у спекулянта. Да, конечно. Я знаю, что это нехорошо. Поощрять перекупщиков - дело неблагородное, если не сказать, постыдное. Но, посудите сами, что мне оставалось делать?

Я пришел посмотреть на шедевры мировой живописи, а там, как обычно, две очереди. Те, кто с билетами (их пускают по сеансам), и те, кто без. Я пристроился к безбилетникам, а они мне приветливо говорят:

- Не тратьте свое время, уважаемый. Уходите! Здесь пускают по 10 человек за полчаса. Нас уже посчитали, так что вы не успеете.

- Понятно, - промямлил я, но никуда не ушел.

Да и глупо сдаваться без боя. Я ведь, кто не знает, ветеран музейных очередей. За моею спиной такое! И Серов, и Айвазовский. И Рафаэль в Пушкинском. И везде мне говорили то же самое.

Путем несложной арифметики я подсчитал, что попаду на выставку часа через два с половиной. А время было почти шесть (три часа до закрытия). Успею ли, нет, неизвестно. Стою...

Сообразим на троих

- Для меня картины Рафаэля - это почти иконы, - распинался молодой человек в запотевших роговых очках. - В них есть надежда. Когда еще удастся посмотреть на них вживую?

- Не знаю... - говорю. - Вообще-то вы не старый.

- Да там не только Рафаэль! - воскликнула женщина, сжимая возле рта кулачки в вязаных перчатках. - Там Карло Кривелли, Беллини, Караваджо... А они, поверьте мне, тоже мастера.

- Конечно, верю, - сказал я, чувствуя, как мои ботиночки накаляются на морозе.

- Мои дома тоже спрашивают, зачем ты идешь на эту выставку... - продолжил тот, который в очках. - А я им говорю - послушайте! Наше счастье, что мы живем не в каком-нибудь Иркутске. Нам привезли такую коллекцию, а я буду дома «Аншлаг» смотреть?

- «Аншлаг» уже не показывают, - беззлобно ответила женщина в перчатках.

Сайт Третьяковки рапортует: "Билеты на выставку "Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана. Беллини, Рафаэль, Караваджо" на даты работы выставки до 30 декабря включительно ПРОДАНЫ."

Сайт Третьяковки рапортует: "Билеты на выставку "Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана. Беллини, Рафаэль, Караваджо" на даты работы выставки до 30 декабря включительно ПРОДАНЫ."

Фото: Евгения ГУСЕВА

Мы слегка пританцовывали. Говорили о разной ерунде. Мечтали.

Где-то через час к нам подошел мужчина лет пятидесяти и предложил два билета на выставку. Точно в этот момент диктор всех предупредил:

- Не приобретайте билетов с рук, так как они могут быть недействительными.

- У меня нормальные! - махнул рукой тот. - Я сам брал их за две с половиной, но продам за две тысячи.

Вся очередь недовольно хмыкнула. Все же в кассе билет стоит 500 рублей, а тут тысяча. Но я, глянув на оставшуюся очередь (а это человек 15 - полтора часа драгоценного времени), смело сделал шаг вперед. Вместе со мной вышел еще один парень. Мы отошли за угол и начали вести переговоры.

- Чтобы не было подставы, я зайду в музей вместе с вами, - деловым тоном сказал мужик.

Мы отдали ему деньги и, минуя очередь безбилетников (о, что это были за лица!), зашли в фойе. Охранник подтвердил, что все чисто.

Наедине с прекрасным

И вот я, наконец, внутри. Совсем рядом с великим искусством. Фотографировать сотрудники музея запрещают и вообще внимательно следят, чтобы посетители вели себя прилично. При мне одна девушка достала бутылку минералки и хотела попить, но ее попросили выйти в коридор и утолить жажду там, подальше от шедевров. Многие ценители пришли в Третьяковку с блокнотами и возле каждой работы делали какие-то записи. Во всех залах царила торжественная тишина.

Возле картины Карло Кривелли «Оплакивание» я встретил того самого парня, который вместе со мной купил билет за тысячу рублей. Мы многозначительно переглянулись, мол, не зря заплатили и разошлись.

Картины, действительно, завораживают. Многие из них потрескались от времени. Например, «Ангел, играющий на лютне» Мелоццо да Форли имеет обрывчатые края, однако основное изображение удалось сохранить.

Возле каждого шедевра люди стоят подолгу, словно набираясь впечатлений на много лет вперед. Возможно, поэтому очередь движется так медленно.

Звонок директору музея

Пытаясь выведать, отчего в последнее время так много людей потянулось к прекрасному, я позвонил гендиректору Третьяковской галереи Зельфире Трегуловой.

- Сейчас тяжелые времена, - сказала она. - И, видимо, люди, находят в искусстве утешение. Вряд ли такие очереди можно объяснить тем, что мы просто угадываем желание публики. То же самое происходит и у наших коллег. В театрах, в концертных залах... Они не испытывают недостатка посетителей. Люди ищут чего-то настоящего, подлинного, того, что может им дать необходимые эмоции.

- Зельфира Исмаиловна, говорили, что для борьбы со спекулянтами введут именные билеты. То есть продавать их будут по фамилиям. Когда нам этого ждать?

- Мы как раз сейчас работаем над этим и точных сроков я сказать не могу. Любое начинание требует серьезной работы.

«Культура дешевле... Она украшает жизнь»

- Есть две простых причины, объясняющих, почему люди стоят в очередях на масштабные выставки, - рассказал «КП» доктор исторических наук, заведующий кафедрой связей с общественностью МГИМО Валерий Соловей. - Никакое визуальное дистанционное знакомство не способно заменить личного общения. Поэтому сколько бы вы ни смотрели альбомов, сколько бы ни разглядывали цифровых копий картин и полотен великих мастеров, это не заменит вам личного взгляда. И вторая причина, ситуативная. Она связана с тем, что у нас сейчас на дворе кризис. Люди начинают меньше потреблять материального (у них просто денег на это не хватает), и больше начинают потреблять культурного, поскольку культура все-таки дешевле. И она хоть как-то украшает нашу жизнь.

СПРАВКА

Выставка « Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана. Беллини, Рафаэль, Караваджо» открылась 25 ноября в Инженерном корпусе Третьяковской галереи (Лаврушинский переулок, 12, ст. м. «Третьяковская»). Уникальные коллекции ватиканских музеев приехали в Россию впервые. На выставке представлено 42 живописных работы Гвидо Рени, Караваджо, Перуджино, Джованни Беллини, Рафаэля и других. Электронные билеты на январь поступят в продажу 15 декабря. Работать экспозиция будет до 19 февраля.