Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+10°
Boom metrics
В мире23 июня 2016 22:00

Россия-Польша: Неужели мы обречены на вечную неприязнь?

В последние годы сильно обострились российско-польские отношения
B XXI веке почти каждое польское правительство решило посчитаться с Россией за все прошлые подлинные и мнимые обиды. Благо за спиной теперь дядюшка Сэм, НАТО

B XXI веке почти каждое польское правительство решило посчитаться с Россией за все прошлые подлинные и мнимые обиды. Благо за спиной теперь дядюшка Сэм, НАТО

Фото: REUTERS

Поводом стали события на Украине, где Варшава целиком приняла сторону «сил майдана», пришедших к власти через госпереворот. Но впечатление такое, что в XXI веке почти каждое польское правительство решило посчитаться с Россией за все прошлые подлинные и мнимые обиды. Благо за спиной теперь дядюшка Сэм, НАТО и Евросоюз. Поэтому можно порычать на Москву и погадить ей, не опасаясь схлопотать ответку.

И вот уже возводится на территории Польши американская ПРО, в Гданьске предполагают создать крупнейшую в Европе натовскую базу. Именно Варшава требует прислать дополнительные войска в Восточную Европу и Прибалтику, ратует за сохранение, а то и усиление антироссийских санкций ЕС. А новости о сносе памятников советским воинам в Польше стали настолько частыми, что, кажется, уже никого не удивляют.

Чтобы разобраться в причинах нынешних российско-польских неладов, мы обратились к научным сотрудниками Института славяноведения РАН Вадиму ВОЛОБУЕВУ и Ларисе ЛЫКОШИНОЙ.

СТАЛИН: «ПОЛЯКАМ СОЦИАЛИЗМ КАК КОРОВЕ СЕДЛО»

В. Волобуев:

- Поляки относятся к нам так же, как мы – к НАТО. Они уверены, что наша власть в лице Путина пытается восстановить Советский Союз и опять лишить их независимости, как в советское время, о котором в Польше свежи воспоминания. Ведь до смерти Сталина польская власть была марионеточной, даже конституцию Польской Народной Республики Сталин правил лично. Однако, справедливости ради, надо сказать, что именно Сталин сохранил старый польский герб в виде орла и гимн. Он также отверг мнение назвать страну Польской Социалистической Республикой.

Но все же те, кто не разделял социалистические убеждения, подвергались репрессиям, получали клеймо пособников фашизма. С 1944 по 1953 год в Польше расстреляли 26 тысяч противников советской власти. Конечно, поляки не могут этого забыть, они считают, что немецкая оккупация сменилась советской. Я бы называл это сменой лагеря смерти на тюрьму.

Л. Лыкошина:

- Бестактно сравнивать фашистский режим с тем, что было после войны. Фашисты хотели истребить поляков как народ, от этой ужасной участи их спасла наша армия. А польское правительство, как известно, не продержалось и месяца, сбежало в Румынию, поляки, несмотря на множество примеров героической борьбы, не смогли оказать достойного сопротивления немцам.

Бестактно сравнивать фашистский режим с тем, что было после войны

Бестактно сравнивать фашистский режим с тем, что было после войны

Фото: ТАСС

Достаточно спорной является и цифра в 26 тысяч расстрелянных поляков. Польский историк А.Пачковский приводит такие цифры: с 1944 по 1955 год было вынесено 8000 смертных приговоров и только 3000 из них были приведны в исполнение. Хотя в Польше на рубеже 40-50-х гг. действительно произошло ужесточение режима, спецслужбы старались выявить всех врагов новой власти, причем под репрессии попадали в основном простые люди. Кто-то принимал новую власть, кто-то нет. Но здесь надо учитывать наши интересы: мы потеряли 27 миллионов советских сограждан, и на своих западных рубежах хотели иметь лояльное к нам государство, с территории которого не начнется новая агрессия. Геополитические интересы, к сожалению, не всегда соответствуют высоким нормам морали, тем более, что с началом холодной войны международная обстановка опять обострилась.

Кстати, сам Сталин говорил: «Социализм подходит полякам как корове седло», т. е. он осознавал особенности польского менталитета. К тому же политику 40-50 гг. нельзя называть политикой, проводимой исключительно руками Москвы, проводниками этой политики были и сами поляки, подчас используя «московский фактор» в своей внутриполитической борьбе.

Сталин подписывает Договор о дружбе, взаимной помощи и послевоенном сотрудничестве между СССР и Польшей

Сталин подписывает Договор о дружбе, взаимной помощи и послевоенном сотрудничестве между СССР и Польшей

Фото: ТАСС

ЖИЛИ ПОЧТИ КАК НА ЗАПАДЕ

В. Волобуев:

- Если до 1956-го года поляки и испытывали определенные притеснения со стороны СССР, то после этого времени им жилось очень неплохо. Из страны уехали все советские советники, включая маршала Рокоссовского, который провел реформу польской армии. Польские политики получали самостоятельность и не боялись спорить с Хрущевым и Брежневым, как это делал, например, Владислав Гомулка.

В польском парламенте «завелись» католики, открыто заявлявшие о том, что они не марксисты. Появилось такое явление как клубы интеллигенции, в которых обсуждались антисоветские темы. А в 70-х так вообще открылись двери на Запад, в Польшу «полилась» западная культура, в стране даже появились стриптиз-бары.

В целом быстро повышался уровень жизни, строились города, активно развивались университеты, ученые свободно выезжали на Запад. Конечно, СССР воспитывал интеллигенцию, лояльную к советскому строю, строил в стране индустрию, рассчитанную на поддержку Советского Союза и стран советского блока. Символом этого стало невыгодное для поляков соглашение по углю. Мы вывозили уголь почти за бесценок, правда, после 1956 года это соглашение пересмотрели. Что интересно, главным двигателем антикоммунистического профсоюза «Солидарность» были докеры. Но как только рухнул Советский Союз, оказалось, что суда продавать некому, сейчас польское судостроение умирает, закрыты почти все верфи. Так что, за что боролись, на то и напоролись. Нашу экономическую помощь поляки, конечно, недооценивали...

Фашисты хотели истребить поляков как народ, от этой ужасной участи их спасла наша армия

Фашисты хотели истребить поляков как народ, от этой ужасной участи их спасла наша армия

Фото: ТАСС

ПРОТИВОРЕЧИЯ - ИЗ ГЛУБИНЫ СТОЛЕТИЙ?

В. Волобуев:

– После XVII века на протяжении трехсот лет мы являемся наступающей страной. До этого наступали поляки. Они могли бы отмечать, например битву при Клушине 1610, года, когда разгромили московское войско, но поляки этого не помнят. Зато в их исторической памяти хорошо отложились нападения русских, связанные с потерей польской независимости. Например, «Немой сейм» 1717 года. Во время Северной войны сейм, заседавший в Варшаве, был окружен российскими войсками. Мы принудили поляков принять ряд законов, в том числе ограничение личной власти короля Августа I.

После этого Россия только усиливала влияние вплоть до трех разделов Речи Посполитой, когда страна лишилась независимости. В ХIХ веке поляки поднимались на восстания, которые выкосили почти все польское дворянство. Сказались они и на культуре: например, Мицкевич и Шопен после подавления восстания 1830 года в Польшу больше не вернулись. Потом было вторжение большевиков в 1920-м, когда поляки тоже чуть не потеряли суверенитет. А в 1939-м – раздел Польши между СССР и Германией, наконец, в 1944 – вхождение Красной армии и последовавшие после репрессии.

Л. Лыкошина:

- Вопрос исторической памяти достаточно спорный. Исследования показывают, что события далекого прошлого занимают совсем не первое место в историческом сознании поляков. Скорее, первенство принадлежит событиям, случившимся относительно недавно.

Действительно, образ России в польском общественном сознании характеризуется скорее отрицательными чертами , причем со времен средневековья. Далек от положительного и образ поляков в глазах россиян. Но не следует забывать, что «исторические обиды» полякам наносились не только с Востока. Да, в 1920 году Польша была на волосок от катастрофы. Но началось–то все с похода Пилсудского на Киев. Границы в то время еще не были окончательно установлены и шла борьба за территории. Не следует забывать и о том, что в межвоенный период Польша была не самым лучшим другом СССР и активно реализовывала концепцию прометеизма Юзефа Пилсудского. Суть ее в том, чтобы разобщить народы, входящие в Советский Союз. Поляки ощущали себя этаким Прометеем, который несет огонь, чтобы отдать его народам СССР и разрушить страну. Так что деление на «черное»и «белое», на «хороших поляков» и «плохих россиян» вряд ли правомерно.

НУЖЕН ПРАГМАТИЗМ

В. Волобуев:

- Если говорить конкретно, о том, что нужно сделать, то необходимо передать Польше все документы по Катыни (мы передали только часть), так как остальные до сих пор засекречены, хотя прошло уже боле 70 лет! Что там можно засекречивать? Все люди, которые исполняли приговор, уже давно умерли. Я не разделяю мнение некоторых поляков, о том, что это был акт геноцида, это было преступление против человечества. Нужно решить этот вопрос в Гаагском трибунале, открыв все документы. Поляки, утверждающие, что это был акт геноцида, суд проиграют, нам это будет выгодно. Но мы все чего-то боимся, наша нерешительность плодит антироссийские настроения в Польше. И еще: нашему руководству во время официально визита в Польшу следовало бы возложить венки к памятнику жертвам катынского расстрела (никто кроме Ельцина этого не делал).

Если говорить конкретно, о том, что нужно сделать, то необходимо передать Польше все документы по Катыни (мы передали только часть)

Если говорить конкретно, о том, что нужно сделать, то необходимо передать Польше все документы по Катыни (мы передали только часть)

Фото: ТАСС

А памятники советским воинам будут сноситься, это неизбежно. Поляки, например, воспринимают памятники нашим военачальникам точно так же, как мы бы воспринимали памятники ордынским ханам. Я считаю, что нужно демонтировать памятники и увезти их в Россию. Тогда и у поляков сразу исчезнет почва для провокаций.

Л. Лыкошина:

- Нужно отказаться от того, чтобы делать историю фундаментом российско-польских отношений. Ту же Катынь, за которую Россия уже принесла извинения. Скорее, правомерен подход, характерный для предыдущего польского президента Бронислава Коморовского и премьера Дональда Туска, полагавших, что Россию надо воспринимать такой, какая она есть, и строить отношения на основе прагматизма. Нужно отказаться от взаимных исторических обвинений и строить взаимовыгодные отношения, а не задабривать поляков, выполняя их требования.

Ну а что касается памятников, то мы ни в коем случае не должны увозить их! Может еще похороненных в польской земле солдат выкопать?! Скорее, следует стремиться к преодолению в сознании поляков представления о том, что наши солдаты погибали ради какого-то порабощения Польши. Они погибли во имя жизни польского народа!

И вовсе не все польское население поддерживает снос советских памятников. В Варшаве, на Виленской площади, стоял памятник Братству по оружию в виде двух польских и двух советских солдат, склонивших головы. Это был первый памятник русско-польской дружбе, установленный еще в 1945-м. Недавно его решили снести, так как он, якобы, мешал строительству метро. Среди жителей был проведен опрос, который показал, что большинство высказались против сноса. Такой результат, естественно, не устроил польские власти. И Институт национальный памяти подготовил листовки, в которых утверждал, что никакого братства по оружию не было, а пришли советские оккупанты. То есть «сверху» велась целенаправленная работа с населением. Политическая элита ведет соответствующую работу по формированию исторического сознания, пересмотру оценок итогов Второй мировой войны.

Но в Польше есть те, кто не поддается этому нажиму. Так мэр города Жешув отказался выполнить предписание Варшавы и снести памятник советским солдатам, стоящий в городе, и 90% жителей поддержали своего мэра.

Одним словом, Россия не может и не должна забывать о своих национально-государственных интересах и о своем национальном достоинстве, тех ценностях, значимость которых так упорно отстаивают для себя поляки.

Для партии «Право и справедливость» Россия – главное пугало. Это партия недоговороспособная, партия фанатико

Для партии «Право и справедливость» Россия – главное пугало. Это партия недоговороспособная, партия фанатико

Фото: ТАСС

ОПОРА НА КУЛЬТУРНО-МОРАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ

В. Волобуев:

- При нынешней власти в Варшаве ожидать нормализации российско-польских отношений вряд ли возможно. Для партии «Право и справедливость» Россия – главное пугало. Это партия недоговороспособная, партия фанатиков, вызывающая раздражение у самих поляков, надеюсь, они недолго продержатся.

Возможно, почвой для диалога между Россией и Польшей могут стать общие моральные и культурные ценности. Поляки, например, без энтузиазма воспринимают инициативы Брюсселя, касающиеся реформы института семьи, прав секс-меншинств. Польша – основной потребитель нашей культуры в «Дальнем зарубежье». Каждый год там проводятся фестивали русского кино «Спутник над Польшей», на которых показывают советские и современные российские фильмы. Долгое время самой популярной иностранной книгой в Польше была «Мастер и Маргарита». Многие молодые поляки переводят сегодня Высоцкого. В прошлом году на центральном польском телеканале я видел очень неплохую передачу, целиком посвященную нашему юмору...

Но все же, несмотря на то, что поляки находятся под нашим сильным культурным влиянием, они, к сожалению, пока воспринимают нас как угрозу. Геополитические расхождения невозможно преодолеть пока не случится чего-то кардинального.