Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+12°
Boom metrics
Дом. Семья30 июня 2015 22:00

Лучшие книжные новинки этого лета

Издания разных жанров в подборке нашего специального корреспондента Анны Балуевой

БЕСТСЕЛЛЕР

Дмитрий Глуховский «Метро 2035»

Изд-во «АСТ», 2015

Этот роман поклонники творчества автора ждали целых 6 лет. Тираж первых книг о постапокалиптическом московском метро - «Метро 2033» и «Метро 2034» превысил 1 миллион экземпляров, переведен на 37 языков и издан в Европе и Азии. И вот сейчас история Артема, победителя жутких черных мутантов, спасителя метро, продолжается. Вместе с героем, его друзьями, противниками и случайными попутчиками читателю предстоит путешествие по темным, извилистым туннелям своей души, памяти, своего настоящего я. В новой книге вы найдете не менее глубокую качественную прозу, неожиданные, туго скрученные повороты сюжета и вопросы, которые всегда будут волновать нас: в чем смысл всего нашего существования, нужна ли нам свобода, надо ли жертвовать принципами и что делает нас людьми. При всей кажущейся очевидности всё вовсе не так, как кажется благодаря заученным клише. Не ждите готовых ответов, их поиск - вот что на самом деле увлекательнее всего.

НАЗАД В СССР

Александр Кабаков «Камера хранения. Мещанская книга»

Изд-во «АСТ», 2015

«Эта книга - воспоминание о вещах моей жизни. Вся вторая половина XX и порядочная часть XXI века сохранились в этих предметах. Думаю, что о времени они могут сказать не меньше, чем люди», - говорит автор, к слову, далеко не первопроходец непаханого поля уникальных вещдоков счастья советского народа. Помнится, была хорошая «поминальная» книга Михаила Веллера - примерно о том же.

В «Камере хранения» целые сокровища (на 350 страницах) разных, очень точных наблюдений и воспоминаний. Например, о вкладе «хомо советикус» в экологию посредством стирки полиэтиленовых пакетов и заправки одноразовых зажигалок и ручек. Вспоминает целую индустрию по подъему петель на рваных колготках. Зато дырки, пишет Кабаков, на тогдашних джинсах были самые настоящие, заслуженные, а не бутафорские как сейчас. Или, например, очки - сейчас ими гордятся, они равнозначны хорошей пластической операции для поправления внешности, а в прошлом веке это была страшная фига судьбы и смертельный приговор. Вот автор и рассказывает о тех динозаврических очках, за которые сейчас любой хипстер жизнь отдаст. А еще - как вязали свитера из распущенных на пряжу китайских одеял или как делали лососевую икру из манки, вареную сгущенку - мечту идиота и пирожные картошка. Страшное дело, товарищи. И все же ощущение от этой книги такое же, как от «Марсианских хроник» Брэдбери, это ностальгия, делающая тебя живым, ностальгия нежная и, как стихия, всепроникающая - даже если ты никогда не жил на Марсе и никогда не варил железные банки со сгущенкой...

СБОРНИК

Вадим Левенталь «Комната страха»

Изд-во «Редакция Елены Шубиной», 2015

Это вторая книга Левенталя, писательским дебютом была «Маша Регина», роман о провинциальной девочке, ставшей артхаусным режиссером, с тайнами и миражами в традициях готических новелл и городского нуара. Тут надо учесть, что Вадим Левенталь работает редактором в питерском издательстве (а также секретарем премии «Национальный бестселлер») и чужих дебютов прочитал предостаточно, поэтому с первым романом не вышло блина комом. А «Комната страха» - сборник малой прозы.Читатель полностью погрузится в создаваемую реальность, где ему встретятся бандиты, красотки, и даже отставной майор Российской империи. Одно из самых страшных произведений этого питерского по духу сборника - киноповесть «Доля ангелов» о страшных днях блокады. Это жесткая и точная семейная хроника, посвященная автором «моим бабушкам, жившим в блокадном Ленинграде, - Нине, Гале и Рае».

ЛЕГЕНДЫ

Жауме Карбе «Я исповедуюсь»

Изд-во «Иностранка», 2015

Один из лучших романов выдающегося каталонского писателя, ставший международным бестселлером (переведен на двенадцать языков, суммарный тираж - полмиллиона экземпляров), наконец вышел на русском языке. Его герой Адриа Ардевол - музыкант, мыслитель и знаток искусства из послевоенной Барселоны. Он немолод и, пока его память еще подвластна ему, пока его мозг не погубит Альцгеймер, торопится написать историю своей жизни, вспоминая детство, ненавистного и загадочного отца, холодную мать и любившую его няню. Все это тлен, рассыпающийся как пыльца. Все, кроме «вещей с историей», которыми одержим Адриа. Как, например, старинной скрипкой из антикварного магазина его отца, за которой тянется след черного злодеяния, ведущий к средневековому убийце. Эта скрипка - само совершенство, и ради обладания ею можно решиться на черт знает что. Воспоминания перемешиваются с легендами, мистическими загадками и подробными мыслями о любви, добре и зле.

РОМАН В РАССКАЗАХ

Андрей Аствацатуров «Осень в карманах»

Изд-во «Редакция Елены Шубиной», 2015

Новая книга петербургского писателя и филолога Андрея Аствацатурова - это сборник рассказов и четырех повестей, в каждой из которых свой сезон - зима, весна, лето и осень, но при этом общие, сквозные персонажи, начиная с лирического героя. Аствацатуров - автор романов «Люди в голом» и «Скунскамера», отмеченный солидными литературными премиями. Хотя тяжеловесное слово «солидный» - оно тут вообще не ко двору. Оно не из этого живого и остроумного, чуть меланхоличного языкового мира, где все хочется вдохнуть и потрогать, да и вообще не выныривать наружу подольше, путешествуя по всем историям из жизни комичного и обаятельного, хотя и несколько желчного очкарика, или, как он себя называет, интеллигента в четвертом поколении. Начав с веселых анекдотов и детских воспоминаний, автор знакомит нас со своими приятелями, развлекает забавными байками и любовными похождениями. Потом неожиданно меняет интонации и резко уходит в глубину - и мир современного города с его суетой, страстями и дарами, будь то Питер или Париж, предстает странным порой до нелепости.

КОРОЛЬ ГОНЗО

Хантер С. Томпсон «Страх и отвращение предвыборной гонки '72»

Изд-во «Альпина нон-фикшн», 2015

Давно уже ждали выхода на русском языке шедевра отца-основателя и мастера гонзо-журналистики Хантера Томпсона, автора «Страха и отвращения в Лас-Вегасе». Эта книжка - самый крутой политический триллер. Круче любого «Карточного домика» - уже хотя бы тем, что рассказывает о реальных событиях - о самом драматическом периоде в современной истории США, когда произошло сразу несколько громких политических убийств: президента Джона Кеннеди, его брата Роберта и Мартина Лютера Кинга.

После убийств на выборах 1968 года президентом США стал республиканец Ричард Никсон. Следующие выборы должны были показать, победит ли на этот раз кандидат от прогрессивной части американского общества, выступавшей против войны во Вьетнаме и расовой сегрегации. Хантер Томпсон, будучи корреспондентом журнала Rolling Stone, сопровождал кандидатов в ходе их предвыборных кампаний, наблюдая за накалом страстей и вникая в причины скандалов и интриг. Он вел «репортаж из самого сердца урагана»...

АВТОРИТЕТНОЕ МНЕНИЕ

Михаил Веллер, писатель:

Михаил Веллер.

Михаил Веллер.

Фото: Иван ВИСЛОВ

У меня целая стопка книг, которые я хочу посоветовать прочитать. И в ней есть, например, «Ложь и правда русской истории. От варягов до Сталина» Сергея Баймухаметова. Это самые интересные, самые малоизученные и самые решающие места из русской истории.

«Непослушное дитя биосферы» Виктора Дольника - беседы о поведении человека по аналогии с поведением зверей и птиц. Автор вскрывает биологические основы и законы нашей морали, наших представлений о добре и зле, о справедливости. Бесконечно интересно. Могу рекомендовать книгу профессора Назаретяна «Психология стихийного массового поведения» с подзаголовком «Толпа, слухи, политические и рекламные кампании». Очерки, составляющие единую книгу по социальной психологии. Написана простым человеческим языком, в то же время автор обладает огромной эрудицией и имеет собственную теорию об основах поведения человеческих коллективов. И конечно же, рекомендую «Воспоминания о войне» Николая Никулина. Это, вероятно, самая откровенная и самая честная, дающая наибольшее представление о повседневной жизни на фронте книга. Автор, впоследствии доктор искусствоведения и профессор Эрмитажа, прошел всю войну, начав воевать еще школьником.

И в заключение я бы напомнил всем о старой классике - «Искусстве любить» Эриха Фромма. В наше время нам этого очень не хватает...