Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+4°
Boom metrics
Звезды14 мая 2015 22:50

Канны-2015. Развязка сказки

Итальянское и японское кино — пока лучшее из показанного на фестивале
Источник:kp.ru
Главный европейский фильм из показанных  - безусловно, "Сказка сказок" Маттео Гарроне

Главный европейский фильм из показанных - безусловно, "Сказка сказок" Маттео Гарроне

Фото: кадр из фильма

Каннский фестиваль открылся двойным залпом японского кино. В главном конкурсе представили фильм Хирокадзу Корэ-эда "Наша младшая сестра" - неспешное, подробное, традиционное (при том, что в основе комикс) повествование о трех японских сестрах, после смерти отца познакомившихся со своей сводной младшей сестрой и поселившей ее под своей крышей. Картина, заинтересовано наблюдающая за мельчайшими нюансами быта и отношений четырех молодых женщин и пронизанная поэзией ничем не примечательного каждодневного человеческого существования (особое место отведено процессу приготовления и поедания пищи, буддистским процедурам общения с ушедшими; самым убедительным образом отражено также цветение сакуры, а фейерверки показаны через их отражение в морской воде), оставляет приятное теплое чувство - впрочем, столь же мимолетное, как и непроговариваемые субстанции, о которых она повествует.

"Наша младшая сестра" - неспешное, подробное, традиционное повествование о трех японских сестрах

"Наша младшая сестра" - неспешное, подробное, традиционное повествование о трех японских сестрах

Фото: кадр из фильма

Картина еще одной каннской ветеранши Наоми Кавасе, кажется, впервые снявшей простое, тонкое, по-настоящему гуманистическое кино и потому переведенной из главного конкурса в "Особый взгляд", - блюдо во всех смыслах более основательное. Название фильма «An» переводится как "начинка из красной фасоли" для блинчиков дурияки, секретам приготовления которой обучает главного героя - работника крохотный токийской забегаловки - случайно посетившая его старушка. Чтобы приготовить бобовые, она поднимается ни свет ни заря, искренне полагая, что на фасоль нужно подолгу смотреть и желательно с ней разговаривать - иначе блинчики не состоятся. Когда думаешь, что перед тобой еще один прекрасный образец "кулинарного кино", сюжет делает неожиданный поворот и старушка оказывается... прокаженной, наезжающей в токийскую забегаловку из своего, впрочем, вполне комфортабельного лепрозория.

"Начинка из красной фасоли" - картина каннской ветеранши Наоми Кавасе

"Начинка из красной фасоли" - картина каннской ветеранши Наоми Кавасе

Фото: кадр из фильма

Изготовленные бабушкой блинчики уходят влет, но эпидемии проказы на родине Одзу и Куросавы, тем не менее, не случается - с проказой, как выясняется, можно жить весьма припеваючи. По крайней мере, в Японии. Хотя свои драмы, что ни говори, в жизни тамошних прокаженных тоже случаются. Взяв на вооружение вполне традиционные, мелодраматические схемы, радикалка Кавасе смело сталкивает в своем кино аппетитную кулинарию и болезнь - синоним безобразия и отверженности. Ничего подобного лично я в кино еще не видывал.

Главный европейский фильм из показанных - безусловно, "Сказка сказок" Маттео Гарроне — снятая на широкую ногу, полностью на английском, с участием больших международных звезд, как во времена расцвета итальянского кино. Отличный сценарий без видимых усилий и швов собирает в единое полотно калейдоскоп старинных неаполитанских сказок. Три короля соседних сказочных стран. Один (Джон Си Райли) по зову своей королевы (Сальма Хайек) отправляется на охоту с подводным монстром, чье сердце, будучи переварено женским организмом, гарантирует ему неминуемую беременность. Другой (Тоби Джонс) выращивает гигантскую блоху, после смерти которой (от ожирения) выдает единственную дочь за того, кто в состоянии отгадать чья это шкура. Третий, большой похабник (Венсан Кассель), решает испытать страсть к прекрасной незнакомке, оказавшейся на поверку изможденной старухой-прачкой, но ту одна спившаяся колдунья чудесным образом превратила в Стейси Мартин из «Нимфоманки». Смотреть на это действо одно удовольствие. Но вопрос зачем один из ключевых итальянских режиссеров снял это кино в 2015 году, остается витать в воздухе и ответ на него мне не ясен.

Работая над «Декамероном» и «Кентерберийскими рассказами», сплетая в прекрасный экзотический венок арабские сказки, Пазолини в далекие 1970-е бежал в сказочный Neverland от опостылевшей ему буржуазности. У Гарроне в его обращении к этому жанру, явно нет такой эскапистско-протестной мотивации. Смысл всему этому дивному предприятию придает серия финальных развязок - одна другой кровавее и трагичнее. «Трилогия жизни» Пазолини, как следует уже из названия, была эйфорически жизнеутверждающей. «Сказка сказок» Гарроне при всем своем юморе исполнена крайнего пессимизма. Никакой сказки, любви и счастья не гарантирует героям и зрителям даже сказочный жанр. И в этом есть, как ни странно, какое-то успокоение.