Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+6°
Boom metrics
Звезды31 марта 2015 14:47

На всякого Гармаша довольно простоты

Почему так трудно сочувствовать героям 32-серийной драмы «Ленинград 46»
Два бандита, два веселых друга: когда герою Сергея Гармаша (справа) стало совсем плохо, спасение пришло в виде опытного вора Лавра (Александр Лыков). Фото: Александр АДАМОВ

Два бандита, два веселых друга: когда герою Сергея Гармаша (справа) стало совсем плохо, спасение пришло в виде опытного вора Лавра (Александр Лыков). Фото: Александр АДАМОВ

«Где вы набрались этой пошлости?» - риторически вопрошала Верочка в «Служебном романе», обращаясь к своей начальнице Людмиле Прокофьевне. Авторы 32-серийной эпопеи «Ленинград 46» провернули колоссальную работу, создавая монументальное полотно о верности и измене, патриотизме и предательстве, любви и ненависти. И казалось, вот-вот у них получится. Но тень Людмилы Прокофьевны побеждает серия за серией и обидный для киношников вопрос Верочки так и норовит соскочить с языка.

В чисто визуальном плане «Ленинграду 46» веришь. Воссоздавать былые эпохи отечественные мастера сериальных искусств научились на раз-два, без всяких скидок на сиюминутность телевизионного жанра. До сих пор канал НТВ предпочитал кино, скажем так, попроще. А этот многосерийный фильм, как и было обещано, снят по законам большого кино - с множественными планами, с разнообразными сюжетными линиями.

Но вот ведь в чем закавыка. Старая привычка российских сериальщиков - не слишком доверять зрителю, на всякий случай считать его простоватым, не способным понять тонкое - в «Ленинграде 46» расцвела особенно пышным цветом. Ощущение, что режиссер Игорь Копылов пуще прочего боялся, что его поймут неправильно: не дай бог, эпизоды можно будет истолковать и так и эдак. В погоне за однозначностью мизансцены и большинство героев упростили до карикатурности - из-за чего там, где зрителю следует сострадать персонажам, иногда очень трудно, извините, не ржать в голос.

Брошенный на обочину жизни Игорь Данилов (Сергей Гармаш) сидит в сарайке, греясь у костра из книг. Топить ему больше почему-то нечем. Он, как мы помним, филолог: взяв было в руки томик Пушкина, открывает его, но стихи больше не греют его душу и Данилов кидает книгу в огонь. Сцена с претензией на глубокую символичность - доведенный до отчаяния человек уничтожает самую суть себя - гипертрофирована, слишком очевидна. Может, дело еще и в музыке - сладенькой такой, нарочитой, буквальной, под стать картинке: «герой грустит», «сейчас случится что-то плохое»?

А вот голодный Гармаш уже на рынке: хватает, не заплатив, булку хлеба и жадно ест; его жестоко бьют - он лежит лицом в луже, униженный, потом хватает пистолет - хочет покончить с собой... Накал атмосферы несправедливости давно преодолел достижения братьев Гримм и Шарля Перро, вместе взятых, но режиссеру все мало.

Из рекламных роликов мы знаем, что Данилов станет изощренным преступником, но к концу пятой серии еще не стал - все собирается. Зато от настойчиво транслируемого тезиса «он хороший, но его жизнь заставила стать плохим» уже дырка в голове. Неоднозначность характеров, проповедуемая хоть нашим Достоевским, хоть американским Уолтером Уайтом (тоже учитель, ставший преступником, из сериала «Во все тяжкие») нашим мастерам, видимо, претит. Либо они уверены, что вне детсадовской эстетики «плохой - хороший» нам, зрителям, будет грустно и одиноко.

Отчаянная водевильность хороша и уместна в сериалах «Еще раз про любовь», «Ефросинья», «Долгая дорога к дому» и др., но в драме с претензией на эпичность она смотрятся глупо. И несомненные актерские удачи (блестящий Гармаш, отличный Миллер, etc.) это лишь подчеркивают.

Отдельные сцены нелепы настолько, что начинаешь подозревать: это, видимо, умышленно, а ты просто не врубаешься в режиссерский замысел. Например, заклятые враги Ребров (Евгений Миллер) и Штефан Грасс (Игорь Филиппов) - один честный супермент, другой - фашистская морда, при встрече в темном переулке, немного постреляв, вдруг бросают пистолеты. Чтобы... сойтись в бескомпромиссной рукопашной.

Классика энтэвэшного жанра - все эти «Ментовские войны» и «Морские дьяволы» - на таком фоне выглядит даже честнее. Фирменная примитивность и однослойность кажется теперь изысканным художественным методом, постмодернистским комиксом для тонких ценителей.

При этом «Ленинград 46» все равно удался в коммерческом плане. Рейтинги у проекта достойные, выходит, зритель новый для канала формат принял. Но культурным событием фильм не стал - так, чтобы газеты писали взахлеб с утра до вечера. А ведь мог, если бы авторы позволили себе быть свободными, рисковыми и считали зрителя за своего.

НТВ, «Ленинград 46», понедельник-четверг, 19.40

Пропущенные серии «Ленинграда 46» смотрите на сайте www.ntv.ru/serial или zoomby.ru