Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+5°
Boom metrics
Звезды25 февраля 2015 22:00

Любовная жизнь мученика науки

В прокат выходит биографический фильм «Вселенная Стивена Хокинга», за роль в которой Эдди Редмэйн был назван на «Оскаре» лучшим актером года
В фильме Хокинг (Эдди Редмэйн) ведет нормальный образ жизни - например, ездит на пикники с женой и детьми. Но каждое движение и каждое слово даются ему с огромным трудом. Фото: Кадр из фильма

В фильме Хокинг (Эдди Редмэйн) ведет нормальный образ жизни - например, ездит на пикники с женой и детьми. Но каждое движение и каждое слово даются ему с огромным трудом. Фото: Кадр из фильма

Вселенной (некоторые называют ее Богом) не чужда ирония. Вот взять Стивена Хокинга - убежденного атеиста, который верил в то, что Вселенная со всеми ее законами абсолютно познаваема и если люди еще не познали ее до конца, то только потому, что недостаточно скрипели мозгами. Стоило молодому блестящему ученому приступить к созданию свежей великолепной теории, как ему немедленно поставили диагноз «боковой амиотрофический склероз». С таким диагнозом живут максимум несколько лет. Но Стивен Хокинг - редчайший, неслыханный случай - прожил с ним полвека, написал много книг и умирать пока не собирается. В процессе, правда, он лишился способности двигаться, разговаривать и вообще жить тем, что нормальные люди считают жизнью. Мистик или романтик услышат за всем этим сухой нездешний смех: ну давай, начерти пару формул. Атеизм - это в конечном счете тоже религия, хоть и крайне своеобразная; ты будешь в ней великомучеником.

Впрочем, автор «Вселенной Стивена Хокинга» (которая в оригинале называлась «Теория всего») Джеймс Марш - не поэт и не мистик, хоть все вышеизложенные соображения формулируются именно в процессе просмотра его фильма. «Вселенная...» снята по мемуарам Джейн Уайлд, первой жены Хокинга (а их, несмотря на прискорбное физическое состояние героя, было две), и это прежде всего мелодрама о женской любви, а не драма о суровой мужской судьбе. Джейн и Стивен встретились студентами, все было хорошо, а потом - диагноз (как казалось, смертельный) и новый этап отношений: она его за муки полюбила, а он ее - за состраданье к ним. И так они нажили целых троих детей, а много лет спустя пришла сиделка-разлучница... Ну да Бог ей судья, главное, что человек Стивен все-таки хороший и детки вышли хорошие.

Все это удивительно бодро снято, легко смотрится и, наверное, вызовет у многих зрителей душевный подъем. Мешает лишь исполнитель главной роли Эдди Редмэйн, который оказывается значительно лучше, чем рассчитывали сценарист с режиссером. Это вообще-то одна из самых страшных актерских работ года. Редмэйн постепенно начинает растворяться в Хокинге и тащит зрителя с собой, заставляя его чувствовать себя растерянно и неуютно. Грани разрушены, ты смотришь на реального инвалида с перекошенным лицом и вывихнутыми конечностями, общающимся с окружающими в основном взглядами (и в основном невыносимыми), и ты сам - почти этот инвалид. Ничто в актерской биографии Редмэйна - 32-летнего англичанина, известного по «Семи дням и ночам с Мэрилин», «Отверженным» и рекламе одежды Burberry, - не предвещало ничего подобного. Но не дать за это «Золотой глобус», BAFTA, премию Гильдии киноактеров США и «Оскар» - то есть все главные кинонаграды планеты - тоже не представлялось возможным.

ИЗ ДОСЬЕ «КП»

Стивен ХОКИНГ родился 8 января 1942 года. В 1966-м получил докторскую степень в Кембридже. Еще в юности у него проявились симптомы бокового амиотрофического склероза, который привел к параличу и частичной утрате речи. В 1985-м он окончательно потерял способность говорить и общался с миром через компьютер, произносивший за него слова. С 2005-го Хокинг не владеет даже рукой - теперь компьютер управляется движениями его щеки. Все это не помешало ему стать виднейшим ученым, чей вклад в космологию (и особенно в исследование черных дыр) неоценим.

Прямая речь

Эдди РЕДМЭЙН:

Хокинг во всем ищет светлую сторону

Лауреат «Оскара» рассказывает о том, чему его научил герой.

Диагноз Стивену Хокингу поставили в 21 год и сказали, что жить осталось от двух до пяти лет. А сейчас он прожил уже больше пятидесяти и ожиданий, связанных с его болезнью, не оправдал. Наверное, это из-за каких-то особенностей заболевания, но я уверен: там еще примешались его позитивность и оптимизм и его удивительная внутренняя жизнь, жизнь мысли, которая все время рвется вперед.

Он потом рассказывал, что смертный приговор мигом выбил его из академической атмосферы лени и самодовольства. Ему сказали, что жить осталось два года, но у него был ум, и ему надо было с этим умом что-то делать. Еще он сказал, что, поскольку он потерял возможности разговаривать, ему не нужно было тратить время на чтение лекций в Кембридже, чем занимаются большинство ученых, и он смог сконцентрироваться на своей собственной работе. Он всегда ищет светлую сторону во всем. Это так здорово!